Росджаз: новая платформа для творчества

16 мая 2024

Самые известные джазовые фестивали России родились в середине нулевых и собирали колоссальные аудитории – от Калининграда до Новосибирска – вплоть до 2019 года. Пандемия, а впоследствии и сложности с приёмом иностранных гостей, затруднили развитие многих удачных проектов. Согласитесь, наступило лучшее время, чтобы открыть новую страницу летописи отечественного джаза: Ассамблею джаза России! Первое заседание прошло, вернее, прозвучало, в легендарном петербургском клубе «Джаггер». Один из участников выступал на этой сцене аж 15 лет назад – вот такая длинная история у клуба!

«На улице идёт дождь, а у нас идёт концерт», – вспомнилась присказка Аркадия Велюрова с его куплетами «Был на конкурсе я джазов, обалдел от джазов сразу: буги-вуги, самба-мамба». Впрочем, за окнами робкое петербургское солнце, а у нас фестиваль. Был бы конкурс – первые же участники получили бы высшие баллы. Ещё бы, ведь это знаменитый джаз-бэнд Федора Кувайцева — один из лучших в стране коллективов, исполняющих традиционный джаз. Они играют нетленные мелодии эры свинга, знакомые всем с детства. 

Последователи традиционного джаза, музыканты исполняют мелодии не только в стилистике диксиленда. Они расширили репертуар композициями в стиле свинг, босса-нова и музыкальными темами с латиноамериканским характером.

Согласитесь, Ассамблея открылась ярко и достойно. В следующие 6 часов праздника коллективы будут сменять друг друга каждые полчаса, с разными историями, стилями, настроениями. Но неизменно – с высоким мастерством исполнения! Давайте знакомиться!

Квинтет Гасана Багирова. Гасан – солист Санкт-Петербургской джазовой филармонии, гитарист, преподаватель, композитор, заслуженный артист Азербайджана. Любит играть фьюжн, экспериментирует с вокалом и элементами народной музыки. По его словам, «окрыляет то, что российский джаз ненамного моложе американского, и мы можем создавать свои образцы, делая джаз ещё более разнообразным». Гасан немного завидует молодым музыкантам, потому что они более образованы, более мобильны, у них больше возможностей. В отличии от «ветеранов», которые выбирали один-два стиля, молодёжь играет практически всё: би-боп, фьюжн, джаз-рок, авангард или полу-академическую музыку. Возможно, он прав, но как же классно играет!

Пока настраиваются музыканты «Сергей Золотов бэнд», конферансье вместе со слушателями пробуют выяснить этимологию слова «джаз». В очередной раз – без успеха) Действительно, это слово – которое Американское диалектное общество назвало Словом двадцатого века – загадка для исследователей. В его корне – дух, энергия, напористость, отвага, возбуждение и даже невероятно быстрый бросок в бейсболе. Получаем jazz от Сергея Золотова

Пора осмотреться по сторонам. Публика весьма интеллигентная, и чайники молочного улуна уверенно вытесняют бокалы с игристым. «Обратите внимание, молодёжь, вроде, должна захлёстывать энергией, а у мастеров её всё же больше», – слышу реплику с соседнего столика. Это про выступление гостей из Карелии «Павел Полузанов квартет». Мне видится северная грусть в авторских мелодиях Павла. 

Следующие полчаса проведём вместе с группой «PARADIGMA» Сергея Татаринцева. Бэнд с двадцатилетним бэкграундом, в репертуаре – оригинальные композиции в стиле фьюжн. Это значит сплав, соединение на основе джаза элементов различных музыкальных направлений, таких как джаз-рок, фанк, арт-рок, бразильские ритмы. 

«Джаз – больше, чем жанр; это большой пласт современной культуры, основанной на импровизации. Я много раз ловил себя на мысли, что когда видишь зрителя и начинаешь играть – то не столь важно, что играть, в плане стилистики. Жизнь вообще трудная штука, и с годами её любить сложнее, но необходимо. И джаз сильно облегчает эту задачу», – говорит Сергей.

Внезапно в зал, и в каждого зрителя врывается атмосфера Кубы – солнечной, страстной, томной, неизвестной. Зажигательный джаз и соул в исполнении Ранди Хунко и трио Нины Качановой. Разговоры стихли на полчаса, все смотрели на короля. Смотрим!

Дальше – больше! Акустическое звучание 40-50-х годов прошлого века нам предлагает «ACOUSTIC BAND» Ивана Васильева. Программа посвящена творчеству Луи Армстронга. Начинал Иван как классический трубач, но освоил и джаз, и рок, и даже панк. Считает, что джаз не может быть российским или европейским, придумали его американцы, потому это – их музыка, в которую мы привносим свои национальные особенности.

«Ах, никогда у меня не будет такого платья», – шепчет кто-то. Будет, если озвучить все роли топовых проектов Disney, – мысленно отвечаю я. На сцене – Марина Малышева и «SABROSOMIX» Ивана Костромитина. Это международный проект, объединяющий профессиональных музыкантов Петербурга, Москвы и зарубежных исполнителей. Ритмы сальсы, ча-ча-ча, мамбо, мелодии, исполненные в лучших традициях латиноамериканской музыки.

Елена Даник & «WEEKEND BAND». Елена учит играть на саксофоне детей от 5 лет и отмечает, как важно растить классных музыкантов и прививать с детства вкус, ведь жизнь таких людей более гармоничная, открытая ко всему новому. По словам же самих музыкантов, коктейль из изысканных ингредиентов фанка, джаза и соул, помноженный на блестящее исполнительское мастерство и артистизм никого не оставят равнодушным! 

Французский цыганский джаз «мануш» это широкие арпеджированные фразы, которые перекликаются со скрипкой и вокалом. Это стилистика 20-х годов прошлого века, которая была популярна и в советском кино – довоенном и послевоенном. STANKOV JAZZ BAND. Они и стали неким постскриптумом фестиваля, душевным, негромким, стильным, открытым. 

Закончился прекрасный весенний день, но джаз остался в мыслях и сердцах каждого участника. И правильно сказали организаторы, генеральный продюсер Сергей Зеленьков, идейный вдохновитель и президент фестиваля Александр Якушев: «Ассамблея джаза России – это мы с вами. И музыканты, исполняющие на сцене, и зрители в зале. Первая Ассамблея представляет простые истины. Сегодня многие пытаются говорить о какой-то глобальной идее, пробуют найти выходы из различных положений. Джаз вообще всегда был на уровне выживания. Мы всё-таки не выживаем, а живём. А для этого должны наполнять жизнь любовью. Именно джаз – музыка любви. Это то, что внутри нас и между нами, что на кончике языка, но невозможно высказать иначе, как импровизацией. Это то, что не спрятать, от чего не уйти. Человеческое, настоящее, духовное».

Что ж, дамы и господа, будем импровизировать, любить и жить, получая наслаждение от каждой минуты. И если эти минуты прожиты в музыке – тем более в джазе – то мы движемся в сторону добра, гармонии и красоты. Отличная творческая платформа для этого – Ассамблея джаза России!

Текст: Ян Малышев
Фото: Андрей Федечко
Видео: Василий Ковалевский